Возможно, Photoshop является наиболее эффективной программой для работы с цветом, но цветные изображения – только часть нашей работы. Изображения в градациях серого сами по себе обладают немалыми художественными достоинствами. Но все больше фотографов, даже те, кто печатает исключительно в градациях серого, приходят к выводу, что независимо от вида фотокамеры (пленочная или цифровая) они могут получать серые изображения из цветных оригиналов намного более высокого качества, чем из черно-белых оригиналов.
Но если преобразовывать изображения командой Mode > Grayscale, наилучшее качество вы вряд ли получите. Большинство цветных изображений таят в себе неплохие версии в градациях серого, но чтобы их извлечь, приходится немало потрудиться. Особенно сложно получить хорошую серую версию из CMYK-изображения, впрочем из RGB это тоже не всегда просто.
Сначала рассмотрим несколько способов получения информации о градациях серого из цветного файла.
Подсказка. Сканируйте в цвете. Почти все современные сканеры способны работать с цветными изображениями. Цветной оригинал лучше сканировать в цвете, а затем с помощью одного из приведенных ниже способов переводить в градации серого – это подобно применению цветных фильтров при съемке на черно-белую пленку. С нецветными изображениями результат также может быть лучше, если их сканировать в цвете – все зависит от того, насколько нейтрально серое изображение. Например, старую пожелтевшую черно-белую фотографию мы скорее всего просканируем как RGB-изображение.
Преобразование в градации серого. Самый очевидный способ преобразования изображения в градации серого – это выбрать команду Image > Mode > Grayscale. При этом Photoshop смешивает красный, зеленый и синий каналы, взвешивая и отмеряя их по-разному, согласно стандартной формуле, учитывающей чувствительность глаза к различным цветам. С некоторыми изображениями это срабатывает более или менее нормально, но обычно результаты оказываются далеко не идеальными.
Такое взвешивание нередко приводит к потере информации. Помните, что детали – это разница между пикселами, и если серые пикселы оказываются слишком одинаковыми, вы рискуете утратить важную информацию.
Выбор канала. Рассмотрите цветовые каналы по отдельности. Бывает, в каком-нибудь из них скрывается полноценное серое изображение. Чтобы поместить его в другой документ, можно воспользоваться методом копирования и вставки или командой Duplicate Channel (Дублировать канал) из всплывающего меню палитры Channel, чтобы сохранить его в новом документе. Или избавьтесь от двух других каналов, выделив тот, который вам нужен и обратившись к команде Mode > Grayscale.
Снижение насыщенности. Воспользуйтесь командой Image > Adjust > Desaturate ((Command)+(Shift)+(U)). Это равносильно понижению насыщенности до нуля средствами диалогового окна Hue/Saturation, когда цвет из пикселов убирается полностью. Изображение все еще пребывает в режиме RGB, но если его преобразовать в градации серого, вы увидите, что результат сильно отличается от того, который можно получить при прямом преобразовании в Grayscale без понижения насыщенности.
Преобразование в Lab. Для более точной передачи уровней светлоты изображения файл можно преобразовать в Lab, а потом убрать цветовую информацию (каналы a и b). Результат будет отличаться от предыдущих.
Окольные методы. Бывает, что ни один из перечисленных способов не дает желаемого результата. Для таких случаев Photoshop предлагает и менее очевидные, альтернативные методы. Прежде для произвольного смешения каналов приходилось прибегать к помощи этого ужасного диалогового окна Calculations (мы до сих пор им иногда пользуемся, так как оно позволяет делать то, чего иными способами достичь невозможно), теперь же в Photoshop 5 есть функция Channel Mixer, облегчающая смешение каналов, поэтому мы часто обращаемся прежде всего к ней.
Диалоговое окно Channel Mixer (см. рис. 15.1) выглядит более аскетично, чем можно было бы ожидать от такой программы как Photoshop, но со своей задачей смешения цветовых каналов справляется замечательно. Вы смешиваете каналы по их процентным величинам и в результате получаете один канал (его можно выбрать из раскрывающегося списка Output Channel).
Преобразуя RGB-изображение в градации серого, необходимо учитывать два момента. Во-первых, чтобы сохранить общий тон изображения (хотя может быть, вы и не хотите сохранять общий тон), сумма процентных величин в диалоговом окне должна составлять 100. Конечно, было бы лучше, если бы это ограничение выполнялось автоматически, но раз нет, приходится считать в уме. Во-вторых, включайте параметр Monochrome, это обеспечивает нейтральные серые оттенки (в RGB-файле результат помещается во все три канала, в CMYK-файле – исключительно в черный канал).
(Команда Channel Mixer прекрасно работает со CMYK-файлами, но здесь труднее выдержать тон изображения. Мы предпочитаем RGB-файлы, даже если для этого требуется преобразование из CMYK в RGB).
Подсказка. Корректирующие слои Channel Mixer. Мы почти всегда используем корректирующий слой Channel Mixer вместо непосредственного применения этого эффекта к изображению, поскольку корректирующий слой максимально упрощает редактирование: просто дважды щелкните на секции корректирующего слоя в палитре Layers, и вы сможете изменить параметры Channel Mixer. Более того, вы можете объединять корректирующий слой Channel Mixer с корректирующими слоями Levels или Curves, чтобы реально воспроизводить наиболее важные оттенки вашего изображения. (Более подробно о корректирующих слоях см. в лекции 8, "Цифровая фотолаборатория".)