Художник внутри Вас

         

Рисунок третий: когда реальности открыты двери



Рисунок третий: когда реальности открыты двери

На третьей неделе я сказала студентам: "Прекрасно, вы сумели впустить в себя часть информации. Теперь мы попытаемся увидеть еще больше. Я понимаю, что вы знаете, что все полосы имеют одинаковую ширину, то есть на всем протяжении ширина полос не меняется. Я также понимаю, что вы знаете, что все звезды на флаге похожи друг на друга. Но если вы присмотритесь по-настоящему, что вы видите?"

Опять же, Р. Ф. долго рассматривал флаг, пытаясь совладать с новым парадоксом и на мгновение отложить в сторону свое концептуальное "знание".

Это восприятие заняло у Р. Ф„ как и у других, больше времени, потому что информация, хоть и четко видимая, была парадоксальной, причем парадокс оказался более хитрым и ускользающим. Но Р. Ф. наконец увидел, и его лицо "просветлело" при этом открытии. "Они меняются! - сказал он. - Меняется ширина полос и форма звезд".

Когда он произнес это, я заметила, как он занервничал - предварительное программирование Л-режима старалось вернуть свое господство. "Как это может быть?" - спросил он. И, помотав головой, словно для того, чтобы прочистить ее, добавил: "Должно быть, я ошибаюсь".

"Нет, - сказала я. - Вы все увидели правильно. Из-за искривления поверхности флага звезды и полосы зрительно меняются. Если вы нарисуете эти измененные формы именно так, как вы их видите, то вы парадоксальным образом изобразите волнистую поверхность флага. И человек, который будет смотреть на ваш рисунок, не заметит, что ширина полос меняется или что некоторые звезды выглядят "неправильно". Для зрителя полосы и звезды будут выглядеть "правильно", но они будут удивляться, как вам удалось сделать так, чтобы флаг выглядел "волнистым"*.

Приободренный моими словами, Р. Ф. после этого нарисовал флаг, показанный на рис. 16.3, не без труда, конечно: подавить мозговые программы нелегко.

Случайный зритель, взглянув на три флага Р. Ф., мог бы решить, что этот студент "научился рисовать" за три недели. Но это не совсем так: Р. Ф. научился видеть "иначе" - то есть "видеть" информацию, которая была перед ним все время, но которая поначалу отвергалась им из-за преждевременных, заранее запрограммированных умозаключений.



Содержание раздела